«Постель» настоящего туриста состоит из спального мешка и коврика туристического. Последний необходим для защиты от сырости, да и ночевку на твердой земле он делает куда более комфортной.
Разновидности изделия
По конструкции выделяют 3 основных типа.
- Каремат – классическая «пенка». Это вспененный теплоизоляционный материал, чаще всего, полиэтилен или ЭВА. Толщина изделия варьируется от 3 до 16 мм: чем он толще, тем теплее и мягче. Каремат исключительно надежен и неприхотлив, если в нем нечаянно прожечь дырку на его функциональности это не скажется. Недостаток «пенки» – большой объем. В свернутом виде она представляет собой рулон диаметром в 15–20 см.
Существует множество версий карематов. Например, складные – это несколько слоев ПВХ, сверху покрытых тканью, а снизу – водонепроницаемым материалом. Складной коврик удобнее в переноске, но, увы, тканевый верх быстро промокает. Другой вариант – с односторонним фольгированием. Коврик, даже тонкий, лучше сохраняет тепло и защищает от сырости. Но фольга скользкая, и при беспокойном сне турист рискует за ночь довольно далеко сместиться.
- Надувной – модифицированный вариант матраса. Пространство внутри заполнено искусственным утеплителем или пухом, что делает мягкий коврик еще и теплым. Другой вариант – разделение внутреннего пространства матраса многочисленными перегородками, что тоже позволяет сократить потерю тепла.
Недостаток – изделие нужно надувать. Кроме того, такой вариант боится проколов.
- Самонадувающийся – по сути, тоже надувной матрас, но необычный. Внутри него размещается пористый полиуретан. При открывании клапана на гермомешке материал стремится заполниться воздухом, то есть, самостоятельно надувается. Процесс занимает от 5 до 15 минут. Чтобы сделать коврик более упругим, достаточно выполнить еще пару выдохов в отверстие клапана.
Коврик для пеших походов весит 600–900 г, толщина его составляет 2,5–3,8 см, однако он гораздо компактнее каремата. Есть и более толстые и тяжелые варианты, используемые автотуристами. Недостаток изделия – самонадувающийся матрас тоже боится проколов.
Как выбрать туристический коврик
Задачей коврика является защитить туриста от сырости, холода и сделать ночевку более удобной: как правило, толщины спальника не достаточно, чтобы компенсировать твердый неровный грунт. К выбору изделия следует подойти тщательно.
- Вес – минимальная масса матраса составляет 200 г – облегченный вариант, максимальная – 1,2 кг. К сожалению, вес напрямую связан со способностью к теплоизоляции. Поэтому для зимних походов, например, облегченный мягкий коврик не годится.
- Размер – стандартная длина каремата равна 180 см, а ширина – 60 см. Но так как «пенка» не слишком компактна, для дальних переходов предпочитают использовать коврик с минимальной шириной – в 50–53 см. Самонадувающийся вариант тяжелее, так что и здесь чаще выбирают минимальную ширину.
Существуют коврики и нестандартной длины: длинный – 196 см, и короткий – 119 см. Последний предпочитают альпинисты и легкоходы, так он занимает минимум места.
- Сезонность – разные материалы удерживают тепло в разной степени. Соответственно, тонкая версия с низким теплосопротивлением годится только для летних походов, а вот полиуретановые с показателем выше 4, могут использоваться и зимой.
Способность к сопротивлению потери тепла обозначается как R-Value. Чем выше величина, тем теплее коврик.
Во время зимних восхождений желательно дублировать матрасы: укладывать на землю пенный коврик, поскольку он не боится проколов, а сверху – надувной или самонадувающийся полиуретановый, так как он обеспечивает сохранность тепла. К сожалению, такое удобство оборачивается большим весом, но при морозах прокол матраса представляет угрозу для здоровья.
Что использовать нельзя
Разрекламированные домашние надувные матрасы совершенно не годятся для туризма. Во-первых, они весят около 2–3 кг, что для пешего длительного похода много. Во-вторых, изделие обладает большим внутренним объемом, так что для его надувания требуется насос, то есть, еще лишних 400–700 г. Самостоятельно наполнить матрас воздухом очень тяжело.
Походные раскладушки тоже использовать не рекомендуется – они тяжелые и компактностью не отличаются. Это вариант для автотуризма.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии